Энергосбережение в бюджетной сфере и меры по повышению энергетической эффективности

С 2009 года формирование нормативной базы в сфере повышения энергоэффективности бюджетных организаций проводилось ускоренными темпами: буквально за несколько лет на федеральном уровне было принято более 70 нормативно-правовых актов, ставших механизмами реализации Государственной программы в области энергосбережения на период до 2020 года. Ряду изменений и дополнений подверглись и уже существовавшие нормативные акты.

Если учесть, что в развитых странах подобная нормативная база формировалась не менее двух десятилетий, результаты, не оправдавшие надежд, ни для кого не стали неожиданностью.

Реально ли выявить проблемы, имеющиеся сегодня в энергосберегающем законодательстве и решить их, тщательно проанализировав результаты первого этапа деятельности? Вполне. О спорных моментах и путях их устранения – ниже.

Учёт потребления энергоресурсов в бюджетных организациях

Учёт потребления энергоресурсовНалаживание учёта энергопотребления - это почва, на которой начинает произрастать энергосбережение. Главная его цель - выполнение оплаты лишь реального потребления энергии. 

Пожалуй, основной проблемой в процессе учёта энергозатрат может стать недостаточная информированность или даже халатность работников бюджетных организаций, которая иногда становится причиной расчётов потребления энергии не по приборам учёта.  Специалист, работающий в бюджетном учреждении и отвечающий с некоторых пор за энергоэффективность, как правило, не имеет достаточных знаний о налаживании учёта энергопотребления.

Здесь уже стоит задача дать работникам учреждения необходимые навыки и провести с ними агитационную работу по вопросам энергосбережения.

Что касается векторов развития нормативной базы по вопросам приборов учёта, то в отдельных случаях следует уделить внимание тщательному изучению договоров с поставщиками ресурсов предприятию и пересмотреть их отдельные положения.

Энергетические обследования и снижение потребление энергии «бюджетниками» на 3 % в год

Закон № 261‑ФЗ "Об энергосбережении..."Закон № 261‑ФЗ, принятый 23 ноября 2009, переводит энергетические обследования бюджетных организаций в разряд обязательных. Цель проведения аудита заключается в выявлении возможности для экономии ресурсов и повышения энергоэффективности предприятия. При этом логично предположить, что ряд мер, разработанных компанией-энергоаудитором и направленных на повышение энергоэффективности, будет осуществлён. Изначально и задумывалось, что разработка энергопаспорта должна стать первым шагом для осуществления энергосервисных работ.

Однако неточные формулировки нормативных актов и практически полное отсутствие финансирования энергосберегающих мероприятий буквально «подменили цели» и теперь деятельность большинства энергоаудиторских компаний и обращающихся к ним организаций направлена исключительно на выдачу и получение обязательных согласно законодательству паспортов.

Отсюда ещё ряд проблем:

  • энергоаудитор проводит обследование лишь части организаций и переносит данные на остальные типовые объекты, упуская частные проблемы;
  • аудитор проводит экспресс-аудит в нереально короткие сроки, которых явно недостаточно, чтобы выполнить работу качественно;
  • в целях экономии проводятся исключительно малозатратные мероприятия, направленные на энергосбережение, но не решающие всех проблем.

Путь решения этих проблем один – внесение изменений в нормативную базу: целью аудита должно стать не получение паспорта, а выявление реального направления, в котором надо двигаться для получения экономии. Более того, выполнение хотя бы малозатратных энергосберегающих мероприятий, прописанных в паспорте, необходимо сделать обязательным. Только в таком случае требование снизить расход энергии «бюджетниками» на 3 % в год (15 % за 5 лет), прописанное в 24 статье закона №261-ФЗ станет реально выполнимым для большинства организаций.

Кстати, для бюджетных организаций, располагающихся в новых зданиях, построенных по всем нормам СНиП, выполнения этого требования невозможно – количество потребляемой энергии изначально минимизировано. Это также необходимо учесть при внесении изменений в законодательство.

Энергосервисный бизнес

Энергосервисный контрактСущественно понизить энергозатраты в бюджетной сфере может внедрение энергосервиса. Деятельность ЭСКО (энергосервисных компаний) направлена на предоставление услуг и выполнение мероприятий, позволяющих значительно повысить энергоэффективность предприятия. Отметим, что ЭСКО принимают на себя достаточно большой финансовый риск, получая плату лишь при достижении в строении требуемых показателей энергоэффективности.

Как и в предыдущих случаях, стимулировать "полезную" во всех аспектах деятельность ЭСКО получится при внесении в нормативную базу ряда изменений (одно из главных – облегчение требований к ЭСКО в действующем сегодня законодательстве о госзаказе).

Все интересующие вас вопросы задавайте по тел.: (812) 677-80-89, 716-06-80; E-mail: info@spbtes.ru

Опросный лист