Охрана окружающей среды при проектировании автомобильных дорог
Автомобильные дороги зачастую отрицательно влияют на экологическую обстановку и изменение природных систем за счет выбросов транспортных средств, воздействий самих дорожных сооружений на природные экосистемы, поэтому защита окружающей среды является одним из основных направлений при проектировании линейных сооружений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации при разработке предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог производится проектирование инженерных мероприятий по исключению и смягчению воздействия объекта на окружающую среду, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ С УЧЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Сбор информации
Перед началом разработки проектной документации заказчик передает проектной организации, имеющиеся в его распоряжении материалы ранее выполненных проектных, изыскательских, исследовательских работ, а также предоставляет необходимые исходные данные. В ином случае по договору заказчик поручает сбор исходной информации у проектной организации.
Сбор информации о состоянии окружающей среды включает в себя:
- фондовые материалы территориальных органов контроля и надзора за состоянием природной среды, материалы статистической отчетности;
- ранее выполненные и имеющиеся в распоряжении заказчика и проектной организации картографические, проектные, изыскательские материалы;
- данные биологических, географо-геологических и других исследований и наблюдений природной среды, проводимых научными организациями;
- ранее выполненные исследовательские, статистические, диагностические и другие материалы о состоянии автомобильных дорог в зоне влияния рассматриваемого объекта;
- опросы местных жителей и организаций, технические условия и согласования заинтересованных органов;
- необходимые экономические, топографические, инженерно-геологические, гидрометеорологические изыскания.
Сравнение вариантов
Все решения, которые принимаются во время проектирования, должны выбираться на основе сравнения вариантов.
При сравнении вариантов необходимо руководствоваться следующими положениями:
- вариант является оптимальным, если он имеет самые высокие показатели по экономической выгодности капитальных вложений с учетом экологической безопасности, не затрагивая социально-значимые интересы населения;
- следует учитывать затраты на содержание, ремонты и реконструкцию дороги, транспортные расходы, расходы на природоохранные мероприятия, компенсацию экологического ущерба и т.д.;
- при проведении оценки воздействия автомобильной дороги на окружающую среду обязательно нужно рассматривать вариант отказа от строительства и реконструкции автомобильной дороги и последствий такого решения;
- при сравнении вариантов прохождения автомобильной дороги в обход населенных пунктов нужно учитывать перераспределение движения по участкам трасс, снижение экологической нагрузки в тех местах, где уменьшается интенсивность движения.
Прогноз неблагоприятного воздействия строительства
Кроме сравнения вариантов проектных решений на этапе разработки экономического обоснования необходимо также спрогнозировать возможное неблагоприятное воздействие строительства и эксплуатации дороги на окружающую среду, в результате чего будут получены следующие данные:
- общая площадь сельскохозяйственных и лесных угодий, подлежащих постоянному и временному отводу, а также их значимость;
- протяженность участков дороги, проходящих через населенные пункты или в их близи, а также от отдельно стоящих жилых зданий, больниц, санаториев и баз отдыха;
- шумовая характеристика транспортного потока в жилой застройке и других зданиях и территориях, расположенных рядом с дорогой;
- ширина и площадь полос вдоль дорог, где в результате эксплуатации дороги содержание свинца в почве будет превышать предельно допустимые концентрации, установленные Санитарными нормами;
- протяженность участков дорог, пересекающих или проходящих в непосредственной близости от государственных природных заказников, заповедников, водоохранных и санитарных зон и памятников природы;
- протяженность участков дорог, строительство и эксплуатация которых может повлечь за собой усиление процессов эрозии, оползней, обвалов;
- расположение вблизи автомобильной дороги памятников истории, культуры и архитектуры, которым она может понести урон.
Особенности проектирования дорожных объектов с учетом экологической безопасности
При проектировании автомобильной дороги и искусственных сооружений не должны применяться технические решения, которые повлияют на ухудшение общего состояния природных систем и снизят уровень качества среды обитания человека.
Проектное решение считается экологически безопасным, если в нем указано, что:
- не существует угрозы для здоровья и жизни человека при прямом, косвенном, кумулятивном, других видах воздействий в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта;
- исключена возможность непоправимости преобразований или кризисных явлений в окружающей среде;
- исключена любая катастрофическая ситуация при техническом отказе каких-либо частей сооружения.
Состав и содержание природоохранных разделов проекта на каждом этапе зависит от категории дороги и условий проектирования.
Какую проектную организацию выбрать?
Оценка воздействия автомобильных дорог на окружающую среду, разработка разделов проектов "Охрана окружающей среды" должна осуществляться проектными организациями, у которых оформлена в установленном порядке лицензия на право осуществления подобной работы.
Сотрудники компании «ТЭС-ГеоИнжПроект» как никто знают, что экологическая безопасность - это один из основных показателей качества автомобильной дороги. Инженеры нашей компании имеют уникальный опыт проектирования в самых сложных геологических и климатических условиях, как в районах «вечной мерзлоты», так и проходящих по особо охраняемым природным территориям.
Наши специалисты при проектировании дорог и искусственных сооружений разработают все возможные технические решения, сравнения целесообразных их сочетаний по критериям экономичности и экологичности с учетом установленных требований к транспортно-эксплуатационным показателям.