Проектирование автомобильных дорог
Автомобильные дороги – это капиталоемкие, но в то же время и одни из наиболее рентабельных инженерных сооружений. Проектирование автомобильных дорог должно быть направлено на достижение их высоких транспортно-эксплуатационных качеств при минимуме материалоемкости строительства и строительных издержек.
Основные цели проектирования автомобильных дорог – бесперебойное обеспечение безопасного движения автотранспортных средств с расчетными скоростями, однородные условия движения, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей, удобное и безопасное расположение примыканий и пересечений.
Для успешного решения задач необходимо использовать современные системы автоматизированного проектирования (САПР), которые позволяют рассмотреть большое число вариантов решений, сократить сроки проектирования, повысить технический уровень проекта.
Развитие автомобильных дорог – одно из самых необходимых направлений жизнеобеспечения страны, это стратегический объект инфраструктуры, поэтому их проектирование требует серьезных знаний и умений. От того насколько грамотно будет подготовлена проектная документация на строительство, напрямую зависит долговечность и безопасность будущей автодороги.
Этапы проектирования
1-й этап
Предпроектное проектирование выполняют при составлении схем развития автомобильных дорог, при разработке обоснования инвестиций (в том числе и для конкретного дорожного объекта). На этом этапе используют имеющиеся фондовые материалы инженерных изысканий, имеющиеся аэрофотоматериалы. При необходимости производят рекогносцировочные обследования местности.
2-й этап
Сбор исходных данных, проведение полного комплекса инженерных изысканий (геодезические, геологические, гидрологические, экологические), определение требований и разрешений для проектирования, и получение информации о наличии всех существующих и проектируемых коммуникаций находящихся в зоне строительства.
Параметры, которые становятся основанием для расчётов в технической и технологической части проекта:
- Дорожно-климатическая зона расположения дороги;
- Расположение в городе или вне населенных пунктов;
- Количество полос движения автодороги;
- Тип дорожной одежды;
- Объемы перевозимых грузов;
- Окружающий ландшафт - рельеф местности;
- Грунтово-гидрологические условия;
- Категория основной и примыкающих дорог;
- Заданный срок службы;
- Планируемая интенсивность эксплуатации;
- Необходимый уровень надежности;
- Наличие материалов, техники, квалификация рабочих;
- Потенциальная интенсивность движения и т.д.
3-й этап
Разработка проектной документации на строительство дорожного объекта (-ов) осуществляют на основе одобренного обоснования инвестиций. Проектной документацией детализируют принятые в обосновании решения и уточняют основные технико-экономические показатели.
Автомобильная дорога – линейный объект, поэтому обязательным пунктом в предпроектных работах является определение, закрепление и утверждение земельного участка. Для этого ведется разработка документации по планировке территории.
Параллельно с проектированием автомобильной дороги ведется проектирование искусственных сооружений, которые являются обязательными частями дорожной инфраструктуры: мосты, тоннели, пешеходные переходы, освещение и т.п.
Проведение необходимых расчетов выполняются на основе исходных данных, полученных ранее. Например, расчет конструкции дорожной одежды, который выполняется с помощью специального программного обеспечения, позволяющего максимально оценить прочность и подобрать наиболее оптимальную конструкцию, как с технической, так и с экономической стороны.
4-й этап
Утверждение и согласование с уполномоченными органами готовой проектной документации, которая подвергается экспертной оценке с точки зрения технических решений, охраны окружающей среды и сметной стоимости строительства.
В комплект проектной документации на строительство автодорог входит:
- Общие данные по рабочим чертежам;
- План автомобильной дороги;
- Продольный профиль автомобильной дороги;
- Поперечные профили автомобильной дороги;
- Схема расположения технических средств организации дорожного движения;
- Спецификация элементов дороги;
- Ведомость объемов работ.
В случае, когда по проекту требуется устройство примыкания к автомобильным дорогам, то ГИБДД обязательно запросит проектную организацию запроектировать примыкание с переходноскоростными полосами, сделать освещение, светофорный объект или потребуется устройство водопропускной трубы. Если в зону строительства попадают инженерные коммуникации (тепло, свет, связь, газ и т.д), то их владельцы в праве потребовать защиту или переустройство в соответствии с нормативными документами.
По результатам проекта автомобильная дорога должна иметь как высокие транспортно-эксплуатационные свойства с приемлемыми издержками на ее возведение и содержание, так и слаженное примыкание к существующему рельефу, причиняя как можно меньше вреда окружающей среде.
Проектирование дорог считается завершенным только после получения всех положительных согласований.
Проектирование автодорог достаточно трудоемкая и высокозатратная работа, поэтому только выверенный и профессиональный подход еще на стадии проектировочных работ гарантирует комфортную и безопасную эксплуатацию городского, федерального и международного дорожного сообщения.