Автозимники - дороги жизни...

Автодороги – одна из важнейших частей транспортной системы, составляющий элемент экономики. В России, наверное, как нигде в мире, есть большая потребность в совершенно особом виде дорог – автозимниках.

На огромной территории нашей страны есть множество поселков, транспортная доступность к которым сильно ограничена. Больше всего таких населенных пунктов в Сибири, на Крайнем Севере и на Востоке, но есть и села на российском европейском Севере – в Архангельской, Мурманской области, где сезонность транспортных путей имеет огромное значение.

Разумеется, есть малая авиация, способная выполнять рейсы в самые труднодоступные районы. Но в этом случае невероятно высока себестоимость и пассажирских, и грузовых перевозок. А жителям нужны продукты, одежда, лекарства, топливо для котельных и множество других товаров, ибо натуральным хозяйством сегодня практически никто не живет.

Другой вид транспорта – речной. Но, во-первых, не каждый поселок стоит на берегу большой реки, во-вторых, навигация во многие места доступна только по «большой воде» – во время весенних и осенних половодий, когда поднимется уровень воды в реках. Этот период длится обычно очень недолго – от одной до трех недель, и используют его в основном для доставки крупногабаритных грузов и ГСМ.

Зимники в районах Крайнего Севера и Сибири – иногда единственно возможные наземные дороги, связывающие поселки, нефтепромыслы с другими населенными пунктами. Зимники строят и в других регионах на болотистых почвах, там, где нет мостов через многочисленные ручьи и реки, и в местах, где нет возможности для строительства обычных дорог, либо оно требует слишком много сил и средств.

Эксплуатация зимников обычно возможна только при минусовых температурах воздуха, но бывают зимники с продленным сроком эксплуатации, по которым возможен проезд в течение зимы и части или всего лета.

Зимники могут быть регулярными (возобновляются ежегодно по одной и той же трассе), временными (используются в течение одного или двух зимних сезонов) и разового пользования (для однократного пропуска колонн автомобилей), продленного действия – с устройством мостов через водные преграды.

Обычный зимник строят так: снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Часто зимник проходят прямо по замерзшим руслам рек и по льду озер.

Самый известный в России зимник Дорога жизни, во время блокады Ленинграда бывший единственным путем, соединявшим осажденный город с Большой Землей.

Самый длинный в мире ледовый автозимник проложен на Чукотке по замерзшему морю, он соединяет Певек с селом Айон; его протяженность - 120 км.

То, что зимник открылся, и по нему уже идет первый караван (или колонна, в разных местностях называют по-разному), жителям поселков становится известно моментально. И его очень ждут. Когда колонна тягачей и грузовиков прибывает в поселок, к нему сбегается почти все население: дети – поглазеть, взрослые – помочь при разгрузке. И никто при этом не требует отдельной платы: нужно, чтобы караван скорей отправился в обратный путь и вернулся снова: с новыми товарами, почтой и всем тем, что так важно и нужно людям.

Отметим, что потепление климата сократило сроки действия зимников: если в Эвенкии еще 20 лет назад зимники открывались уже во второй половине ноября, то в последние годы пропуск транспорта начинается на месяц позже, а иногда и вовсе переносится на январь.

В этом году автозимник АнавгайТигильПалана был официально открыт 20 февраля, а уже 31 марта в связи с тем, что лед на реке из-за аномально теплой погоды потерял прочность, были закрыты отдельные участки.

Компания "Технологии ЭнергоСбережения" 23 марта заключила контракты с КГКУ "Управление автомобильных дорог Камчатского края" на разработку проектной документации «Строительство автозимника продлённого действия Анавгай  –  Палана"  на участке км 17 – км 33 и на участке км 214 – км 229. Сейчас наши специалисты начали изыскательские работы.

Опросный лист